statiya-12-1-koap-rf

Статья 12.1. КоАП РФ. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра.

  1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

1.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью, первой настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический или технический осмотр, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Общее понятие состава административного правонарушения.

В науке Административного права, в связи с отсутствием четкого законодательно определенного понятия состава административного правонарушения существует множество подходов к данной дефиниции.  Однако, практик Вам скажет:

  • наличие состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности;
  • отсутствие же одного или нескольких признаков (элементов) состава административного правонарушения исключает возможность привлечение лица к административной ответственности.

Практика показывает, что отсутствие состава административного правонарушения самое распространенное основание для освобождения от административной ответственности. Поэтому защитнику, а также лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, необходимо правильно квалифицировать все признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом того или иного административного правонарушения всегда выступают социальные, то есть общественные, отношения, охраняемые Законом, например, отношения в области дорожного движения.

Под объективной стороной административного правонарушения, в науке Административного права, понимаются внешние характеристики деяния: определенные законом действия или бездействия, наступившие негативные последствия и их причинно-следственная связь (деяния и последствий), место, время, способ, орудия совершения. Объективная сторона административного правонарушения, собственно, раскрывается в конкретной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в том числе, иностранное.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения – это отношение субъекта, правонарушителя, к совершаемому деянию и последствиям. Субъективная сторона административного правонарушения выражается в форме вины: умысле или неосторожности. Так:

  • административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  • административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объект административного правонарушения по статье 12.1. КоАП РФ.

Из комментируемой статьи явствует, что она содержит два самостоятельных состава административных правонарушений:

  1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;
  2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический или технический осмотр.

Объектом административного правонарушения в обоих частях рассматриваемой статьи является безопасность эксплуатации транспортных средств. При этом, имеется в виду эксплуатация транспортных средств как в движении, так и вне его.

Дополнительным объектом выступает безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Предмет административного правонарушения в ст. 12.1. КоАП РФ.

Предметом административных правонарушений выступают все виды механических транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в органах Госавтоинспекции.

К механическим транспортным средствам, то есть, безрельсовым самоходным устройствам, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, имеющим двигатель внутреннего сгорания или иной двигатель, а также прицепам (полуприцепам) относятся:

  1. Автомототранспортные средства, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания, объем которого составляет более 50 куб. см, с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к ним;
  2. Электрические транспортные средства или электромобили, приводимые в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии мощностью более 4 кВт, максимальная конструктивная скорость которых составляет более 50 км/ч;
  3. Транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в органах ГИБДД, оснащенные гибридными силовыми установками, на которых совместно с двигателем внутреннего сгорания объемом более 50 куб. см применяется электродвигатель.

Соответственно, не относятся к механическим транспортным средствам мопеды, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель максимальной мощностью менее 4 кВт, а также велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

В соответствии с международной «Конвенцией о дорожном движении», заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Российской Федерацией 08.07.1974, термин «велосипед с подвесным двигателем» означает любое двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 куб. см, и максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/час (30 миль/час).

Транспортные средства, не оборудованные двигателем (велосипеды, транспорт гужевого типа), предметом административного правонарушения комментируемой статьи выступать не могут.

Категории и подкатегории транспортных средств.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» различает категории и подкатегории транспортных средств, которые могут выступать предметом административного правонарушения рассматриваемой статьи.

Категории транспортных средств:

  1. Категория «А» — Мотоциклы: двухколесные механические транспортные средства с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт;
  2. Категория «В» — Легковые автомобили:
  • автомобили (за исключением транспортных средств категории «A», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми);
  • автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг;

Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

  1. Категория «С» — Грузовые автомобили:
  • автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
  • автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  1. Категория «D» — Автобусы:
  • автомобили категории «D», предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  1. Категория «BE» — Легковые автомобили с прицепом:
  • автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки;
  • автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг;
  1. Категория «СE» — Грузовые автомобили с прицепом: автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;
  2. Категория «DE» — Автобусы с прицепом: автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы.

Подкатегории транспортных средств:

  1. Подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт;
  2. Подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;

ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение»:

трицикл — это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч;

квадрицикл — это четырехколесное транспортное средство, иное, чем легкий квадрицикл, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

  1. Подкатегория «С1»:
  • автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг;
  • автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  1. Подкатегория «D1»:
  • автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  1. Подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг;
  2. Подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.

К транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемые для перевозки грузов и относящихся к категории «N» и входящим в нее подкатегориям «N1», «N2», «N3».

Определение понятия самоходного шасси дано в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877: это шасси транспортного средства категории «N», оснащенное кабиной и двигателем, которое может с ограничениями временно участвовать в дорожном движении.

Не являются предметом административного правонарушения по комментируемой статье и, соответственно, не подпадают под ее действие следующие категории транспортных средств:

  1. Категория «Tm» — трамваи;
  2. Категория «Tb» — троллейбусы;
  3. Категория «М» — мопеды и легкие квадроциклы;

Мопед — это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

В соответствии с Приложением 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», ГОСТ Р 52051 и ГОСТ Р 51815-2001 «Государственный стандарт РФ. Квадрициклы. Технические требования»:

двухколесный мопед — это двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

трехколесный мопед — это трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт;

легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

К категории «M» относятся и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками, для управления которыми необходима проверка знаний Правил дорожного движения, подтвержденная водительским удостоверением категории «М». К таким транспортным средствам, в частности, относятся велосипеды с подвесным мотором, мокики и скуттеры класса «А».

Мокик — это мопед с коробкой передач и без велосипедного привода, у которого запуск двигателя производится кик-стартером или электростартером, а переключение передач осуществляется ножным рычагом слева или левой ручкой на руле.

Скутер — разновидность легкого мотоцикла, двигатель которого расположен сзади. Скутеры класса «A» имеют объем двигателя менее 50 куб. см и скорость менее 50 км/ч, а потому приравниваются к мопедам. Также выпускаются макси-скутеры или «гиперскутеры», объем двигателя которых составляет более 50 куб. см, а скорость может достигать 80 — 90 км/ч и выше.

  1. Трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.

Под самоходными машинами понимаются тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Законодательно установлены следующие категории самоходных машин, для управления которыми предоставляется специальное право:

  1. Категория «A» — автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:

I — внедорожные мототранспортные средства (мотовездеходы). В соответствии с ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные» мотовездеход — это мототранспортное внедорожное четырехколесное транспортное средство с шинами, внутреннее давление которых не более 6,9 кПа, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенное для передвижения одного человека (водителя) вне дорог общего пользования. Мотовездеходы делятся на четыре категории:

  • категория «У» — мотовездеходы универсальные, предназначенные для общего применения;
  • категория «С» — мотовездеходы, предназначенные для соревнований;
  • категория «Х» — мотовездеходы, предназначенные для хозяйственного использования;
  • категория «Д» — мотовездеходы с максимальным рабочим объемом двигателя 90 куб. см, предназначенные для нехозяйственного использования детьми и подростками под контролем взрослых. Категория «Д» включает: мотовездеходы подкатегории «Д-6», предназначенные для использования детьми в возрасте не младше 6 лет, и мотовездеходы подкатегории «Д-12», предназначенные для использования подростками в возрасте не младше 12 лет.

К самоходным машинам категории «AI» относятся мотовездеходы трех категорий: «У», «С» и «Х». В их числе можно назвать квадроциклы, мотосани, мотонарты, снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы и т.п.;

I — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (вездеходы специального назначения, вездеходы и т.п.);

II — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (за исключением относящихся к категории «AIV») (карьерные самосвалы и т.п.);

III — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (вахтовые автобусы, используемые для перевозки пассажиров в суровых климатических условиях, перронные автобусы, используемые для перевозки пассажиров в аэропортах, и т.п.);

  1. Категория «B» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт (мини-экскаваторы, коммунально-уборочные машины и т.п.);
  2. Категория «C» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт (тракторы, экскаваторы-погрузчики и т.п.);
  3. Категория «Д» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт (тракторы, краны пневмоколесные и т.п.);
  4. Категория «E» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт (бульдозеры, экскаваторы и т.п.);
  5. Категория «F» — самоходные сельскохозяйственные машины (сельскохозяйственная техника).

В отличие от автомототранспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, владельцы которых обязаны зарегистрировать их в органах ГИБДД, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежат регистрации в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием данных транспортных средств (органы гостехнадзора).

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Приказом Минсельхозпрода России от 16 января 1995 г. N 785. Органы гостехнадзора также осуществляют допуск к управлению самоходными машинами и производят выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающих допуск к управлению самоходными машинами соответствующих категорий.

Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники (ПСТ).

Объективная сторона административного правонарушения по статье 12.1. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, установленного частями 1, 1.1 ст. 12.1. КоАП РФ.

Объективная сторона по ч. 1 ст. 12.1. КоАП РФ выражается в невыполнении водителем транспортного средства требований п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», и п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», согласно которым собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.), обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД:

  • в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ»;
  • в течение 10 суток после:
  • приобретения транспортных средств;
  • выпуска транспортных средств в свободное обращение в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
  • замены номерных агрегатов;
  • возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Не подлежат государственной регистрации в органах Госавтоинспекции:

  • автомототранспортные средства, участвующие в международном движении;
  • автомототранспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации на срок менее шести месяцев;
  • автомототранспортные средства, имеющие объем двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее либо максимальную мощность электродвигателя 4 кВт и менее;
  • трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • автомототранспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами, и предназначенные для продажи.

В случае если в течение 10 суток после приобретения автотранспортного средства его новый владелец не обратился в орган ГИБДД с требованием о перерегистрации транспортного средства, то по истечении указанного срока это вправе сделать прежний владелец. При этом управлять транспортным средством по истечении указанного срока без внесения изменений в его регистрационные документы прежний владелец не вправе. В противном случае его действия образуют объективную сторону комментируемой статьи по ч. 1.

Следует также учитывать, что прежний владелец после отчуждения автомобиля по сделке утрачивает возможность управлять им, а такая возможность появляется у нового собственника.

Управление транспортным средством с истекшим сроком действия знака «ТРАНЗИТ» также образует объективную сторону административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.1. КоАП РФ.

Знаки «ТРАНЗИТ» — это специальные регистрационные знаки временного действия (20 суток), при получении которых у законного владельца транспортного средства возникает обязанность по его регистрации в установленном порядке в течение срока действия указанных знаков.

Ч. 1.1 ст. 12.1. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.

Повторное совершение административного правонарушения — это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

То есть, деяние будет квалифицировано по ч. 1.1 ст. 12.1. КоАП РФ, если в отношении лица будет зафиксировано повторно управление транспортным средством, не зарегистрированном в установленном порядке, в течение года после даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за такое же нарушение и до истечения одного года со дня исполнения такого постановления.

Если административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1. КоАП РФ, не оплачен, и не была взыскана с него в рамках исполнительного производства, то по ч. 1.1 комментируемой статьи квалифицировать совершение указанным лицом аналогичного правонарушения в течение двухгодичного срока давности приведения постановления в исполнение, с учетом предусмотренной возможности приостановления или перерыва этого срока, и в течение года после упомянутой даты, т.е. в течение трех лет со дня вступления первоначального постановления в законную силу.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.1. КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.1. КоАП РФ образует управление указанными выше транспортными средствами, не прошедшими государственный технический осмотр или технический осмотр.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимостью осуществления адекватного контроля, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области.

Законом предусмотрено, что все находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.

Наряду с системой государственного технического осмотра транспортных средств, находящейся в компетенции органов ГИБДД, создана система частных операторов технического осмотра, включающая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных профессиональным объединением страховщиков на право проведения технического осмотра.

Под техническим осмотром понимается проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами. Установлены также порядок и периодичность проведения технического осмотра.

Порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности, проводимую в форме технического диагностирования, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».

По результатам технического осмотра выдается диагностическая карта, которая содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

В настоящее время система государственного технического осмотра транспортных средств, проводимого органами государственной власти, сохранена лишь в отношении транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями, автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Порядок и периодичность проведения технического осмотра таких транспортных средств определяются Правительством РФ.

В ч. 2 ст. 12.1. КоАП РФ содержится исчерпывающий перечень видов транспортных средств, управление которыми без прохождения государственного технического осмотра или технического осмотра образует объективную сторону состава административного правонарушения.

В их числе названы транспортные средства:

  • предназначенные только для коммерческой перевозки пассажиров и багажа;
  • специализированные транспортные средства, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.

Вывод по транспортным средствам с точки зрения применения ст. 12.1. КоАП РФ.

Исходя их буквального толкования положений комментируемой статьи, в смысле привлечения к административной ответственности по данному правонарушению не являются транспортными средствами:

  • устройства, не требующие государственной регистрации ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора;
  • устройства, для управления которыми не требуется получения специального права и для которых не предусмотрен паспорт транспортного средства, самоходной машины или других видов техники.

Например, кроссовые мотоциклы типа Irbis, Kawasaki: они предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях, для которых не предусмотрен паспорт транспортного средства. В соответствии с документацией на данные мотоциклы, они являются спортивным инвентарем и не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования.

Субъект административного правонарушения по статье 12.1. КоАП РФ.

В качестве субъектов по рассматриваемым административным правонарушениям выступают водители транспортных средств вне зависимости имеют они или нет водительское удостоверение.

Субъективная сторона административного правонарушения по статье 12.1. КоАП РФ.

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, а также транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр или технический осмотр, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

То есть, форма вины, с точки зрения субъективной стороны правонарушения выражается в прямом умысле или неосторожности.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1. КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел.

Дела об рассматриваемых административных правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, старшими участковыми уполномоченными полиции, участковыми уполномоченными полиции, а по частям 1 и 2 комментируемой статьи, также сотрудниками (инспекторами) ГИБДД, имеющими специальное звание.

Должностные лица военной автомобильной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1. КоАП РФ, в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

В случае, если лицо, уполномоченное рассматривать дело по ч. 1.1 ст. 12.1. КоАП РФ, придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, предусмотренного санкцией указанной нормы, которое может быть применено только в судебном порядке, то лицо, рассматривающее дело передает материалы в суд общей юрисдикции для дальнейшего рассмотрения дела.

При этом судья, установив состав административного правонарушения, не связан мнением лица, ранее рассматривавшего дело, и вправе назначить любое наказание в пределах санкции.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, совершаемых с целью получения сведений, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, и требующих значительных временных затрат.

Так как по делам, предусмотренным ч. 1.1 рассматриваемой статьи, нет необходимости проведения административного правонарушения, то такие дела рассматривают мировые судьи.

Срок привлечения лица к административной ответственности по ст. 12.1. КоАП РФ составляет 2 месяца. Данный срок является пресекательным, что означает, что его истечение исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Постановления по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами ГИБДД, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по ч. 1.1 комментируемой статьи – по истечении трех месяцев.

Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

Место совершения указанных правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом.


Другие публикации
statia-12-4-koap-rf

Ст. 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид».