statiya-12-2-koap-rf

Статья 12.2. КоАП РФ. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.

  1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
  2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить или скрыть, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
  3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Примечание: Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего, или заднего государственного регистрационного знака.

Общее понятие состава административного правонарушения.

В науке Административного права, в связи с отсутствием четкого законодательно определенного понятия состава административного правонарушения, существует множество подходов к данной дефиниции.  Однако, практик Вам скажет:

  • наличие состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности;
  • отсутствие же одного или нескольких признаков (элементов) состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.

Практика показывает, что отсутствие состава административного правонарушения самое распространенное основание для освобождения от административной ответственности. Поэтому защитнику, а также лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, необходимо правильно квалифицировать все признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом того или иного административного правонарушения всегда выступают социальные, то есть общественные, отношения, охраняемые Законом, например, отношения в области дорожного движения.

Под объективной стороной административного правонарушения, в науке Административного права, понимаются внешние характеристики деяния: определенные законом действия или бездействия, наступившие негативные последствия и их причинно-следственная связь (деяния и последствий), место, время, способ, орудия совершения. Объективная сторона административного правонарушения, собственно, раскрывается в конкретной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в том числе, иностранное.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения – это отношение субъекта, правонарушителя, к совершаемому деянию и последствиям. Субъективная сторона административного правонарушения выражается в форме вины: умысле или неосторожности. Так:

  1. административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  2. административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объект административного правонарушения по статье 12.2. КоАП РФ.

Объектом правонарушения комментируемой статьи является охраняемые и регулируемые Законом отношения в сфере безопасности дорожного движения.

Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет: «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».

Также, справедливо будет утверждать, что правонарушения, указанные в ст. 12.2. КоАП РФ, посягают на отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов в части государственных регистрационных знаков, которые должны быть на транспортных средствах.

То есть, Законодатель, исходя из приоритета интересов жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, регулирует через соответствующие нормы права отношения в сфере дорожного движения, а правонарушитель, не соблюдая указанные нормы, посягает и нарушает баланс, при котором достигается безопасность дорожного движения.

Предмет административного правонарушения в ст. 12.2. КоАП РФ.

Предметом административных правонарушений, указанных в ст. 12.2. КоАП РФ, является государственный регистрационный знак транспортного средства.

Государственный регистрационный знак транспортного средства – это специальный опознавательный (идентификационный) знак транспортного средства, содержащий буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрирующим органом, и изготовленный в соответствии с требованиями соответствующего государственного стандарта.

Приказом МВД России от 05.10.2017 N 766 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств» Законодатель утвердил:

  • перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  • перечень цифровых кодов, применяемых на государственных регистрационных знаках, для обозначения транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, в том числе возглавляемыми почетными консульскими должностными лицами, международным (межгосударственным) организациям и их сотрудникам, аккредитованным при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

При этом ни идентификационный (VIN) номер, ни номера шасси, кузова, рамы и двигателя не являются предметом правонарушений комментируемой статьи.

Идентификационный номер (VIN) — это уникальный код транспортного средства, который присваивается ему предприятием-изготовителем и содержит информацию о производителе и характеристиках транспортного средства. Содержание VIN номера транспортного средства подробно раскрыто в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.

Номера кузова, шасси, рамы, двигателя также присваиваются предприятием-изготовителем. Это порядковые производственные номера, которые фиксируются в техническом паспорте и других документах транспортного средства. Исключение составляет номер двигателя, который в техническом паспорте транспортного средства не указывается.

Объективная сторона административного правонарушения по статье 12.2. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частями 1 ст. 12.2. КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 12.2. КоАП РФ в качестве объективной стороны, как юридического признака (элемента) состава административного правонарушения определяет – управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками.

Квалифицируя действия правонарушителя по ч. 1 ст. 12.2. КоАП РФ необходимо учитывать законоположения, изложенные в примечании к рассматриваемой статье: государственный регистрационный знак, считается нестандартным:

  1. если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и;
  2. нечитаемым, когда с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего, или заднего государственного регистрационного знака.

То есть, управление зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, но с загрязнённым, нечитаемым государственным регистрационным знаком (когда, например, не читается один из символов), будет квалифицирован как противоправное деяние (а точнее – объективная сторона, то есть конкретные действия, установленные Законом как противоправные) по ч. 1 ст. 12.2. КоАП РФ.

Управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта, является еще одним самостоятельным составом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.2. КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в несоблюдении требований, предъявляемых Законом к типам, размерам и порядку установки государственных регистрационных знаков.

Так, нормативными правовыми актами и стандартами, законодательно определяющими типы, размеры и требования к установке государственных регистрационных знаков являются:

  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования».

Указанный ГОСТ раскрывает и устанавливает, что большинство государственных регистрационных знаков, применяемых на транспортных средствах в Российской Федерации, стандартны:

  • устанавливаются на автотранспортных средствах физических лиц и организаций в виде прямоугольных табличек, изготовленных из металлических пластин с нанесенными на них цифровыми и буквенными обозначениями, форма, размер и цветовая гамма которых определены ГОСТОМ;
  • комбинации буквенно-цифровых обозначений на таких знаках строятся по принципу «три буквы, три цифры»;
  • буквы означают серию номерного знака, а цифры – номер;
  • для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющих графические аналоги в латинском алфавите, — А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х;
  • в правой части номерного знака, в обособленном четырехугольнике, расположены: в нижней части — флаг Российской Федерации с надписью «RUS», а в верхней — кодовое обозначение субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован автомобиль;
  • пластина автомобильного государственного регистрационного знака изготавливается из металла без применения краски с использованием специальной белой клеящейся светоотражающей пленки (3М), содержащей надпись «RUS» и изображение российского флага, которые технологически внесены в саму пленку;
  • в целях борьбы с подделками государственного регистрационного знака, на пленке имеются элементы голографической защиты, выполненные в виде квадратов с надписями «RUS». Пленку фиксируют на металлической пластинке с помощью термопресса, а надпись выдавливают и затем покрывают черной краской.

Таким образом, выполнение требований указанного национального стандарта, предъявляемых к государственным регистрационным знакам, обеспечивают, собственно, выполнение требований указанного выше технического регламента, а в целом – создает ту самую безопасность дорожного движения и, именно таким способом, регулирует отношения в сфере безопасного дорожного движения. А несоблюдение этих требований и является объективной стороной состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.2. КоАП РФ.

С этой точки зрения, нестандартным государственным регистрационным знаком будет знак, который, например:

  • по своим размерам и (или) размерам нанесенных на него символов не соответствует требованиям ГОСТ Р 50577-93;
  • имеет буквенно-цифровые символы (обозначения), выполненные любой краской, кроме черной;
  • под кодом региона регистрации транспортного средства отсутствуют изображение Государственного флага РФ и (или) надпись «RUS»;
  • содержит комбинации букв и цифр, не имеющие выпуклого 3D рельефа;
  • установлен с отклонением от продольной плоскости симметрии транспортного средства более чем на 3 градуса;
  • потертый при эксплуатации транспортного средства или в результате изначально некачественного изготовления номера (за исключением случаев умышленного физического или химического воздействия на номер с помощью посторонних предметов или средств (кислоты, наждачной (шлифовальной) бумаги, тяжелого предмета и т.п.));

Выше названным национальным стандартом, также определено, что на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака; на прочих транспортных средствах — одного заднего.

Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключались загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения.

Регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.

Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.

Высота нижнего края заднего регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должна быть не менее 300 мм, для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов — не менее 200 мм, высота верхнего края знака — не более 1200 мм. В случае если конструкция транспортного средства не позволяет обеспечить высоту расположения верхнего края регистрационного знака на высоте не более 1200 мм, то допускается увеличение размера до 2000 мм.

Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» должны устанавливаться:

  1. На легковых автомобилях и автобусах — один на переднем и один на заднем ветровых стеклах, внутри салона (кабины), справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства;
  2. На грузовых автомобилях и тракторах — один знак на переднем ветровом стекле внутри кабины справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства;
  3. Регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», выданные на мотоциклы и прицепы, должны находиться у водителей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ.

2 ч. Ст. 12.2. КоАП раскрывает в чем выражается объективная сторона правонарушения в части соблюдения установленных Законом требований (требования технического регламента и соответствующего ГОСТа), предъявляемых к:

  1. наличию государственных регистрационных знаков на транспортном средстве вообще;
  2. наличию государственных регистрационных знаков на транспортном средстве в установленных местах;
  3. Видоизменению государственных регистрационных знаков или оборудованию (установке) государственных регистрационных знаков с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

Следовательно, отсутствие регистрационных знаков, установка их в неположенном месте, а также установка знаков, при которой знаки изменены или оборудованы так, что невозможно или затруднено их прочтение (идентификация) и образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ.

Например, управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков или регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», а также управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков или регистрационных знаков «ТРАНЗИТ» подлежит квалификации по ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ.

При этом, необходимо учесть, что даже не установка в положенном месте одного знака (например, когда один знак «ТРАНЗИН» лежит в салоне автомобиля), уже образуют объективную сторону рассматриваемого правонарушения, а действия водителя в таком случае, будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ.

Надо помнить, что управление транспортным средством без регистрационного знака в установленном месте по объективным причинам, не является основанием от освобождения от административной ответственности. Так, если после ДТП, бампер поврежден, и знак просто сбит, то управление таким автомобилем без регистрационного знака все равно будет квалифицировано по ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ.

Если же водитель управляет транспортным средством со знаком «ТРАНЗИТ», который установлен в установленном месте, с соблюдением всех требований, но с истекшим сроком действия (20 суток), то такие действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, а должные быть квалифицированы по ч. 1 ст. 12.1. КоАП РФ, то есть, за управление транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке.

От правильной квалификации признаков состава правонарушения, в том числе объективной его стороны, зависит какое административное наказание будет применено: по ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ – это наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев, в то время как по ч. 1 ст. 12.1. КоАП РФ —  наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей. Уже на одном этом можно выстраивать защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении: как правило, штраф в 500 – 800 рублей видится вполне приемлемым результатом рассмотрения дела.

В комментируемой статье, её ч. 1 и ч. 2 выступают как общая и специальная нормы права: так, по общей норме (ч. 1) квалифицируются правонарушения, связанные с нарушениями требований, предъявляемых к регистрационным знаком, если такие нарушения не поименованы в специальной норме (ч. 2).

В качестве самостоятельного состава административного правонарушения, которое квалифицируется так же по ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ, является управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

Подобная формулировка объективной стороны описывает все многообразие способов и методов манипуляций с государственными регистрационными знаками. В таком случае не имеет правового значения каким материалом или способом создано препятствие или иным способом, или оборудованием затруднена идентификация регистрационного знака. Установление факта любых манипуляций в целях видоизменения, в том числе восприятия (идентификации) знака образует объективную сторону.

Действия водителя по управлению транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными в перевернутом виде нижней частью кверху, либо с номерными знаками, полностью или частично закрытыми элементами конструкции транспортного средства (в том числе одного из них), например, металлической дугой, лебедкой, а также с государственными регистрационными знаками, незначительно потертыми от времени, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ, и должны квалифицироваться по ч. 1 комментируемой статьи, как действия по несоблюдению требований, предъявляемых именно к установке знаков.

А вот если регистрационный знак будет установлен лицевой стороной к месту крепления, тогда такие действия надлежит квалифицировать как затрудняющие идентифицировать государственный регистрационный знак транспортного средства, и административная ответственность должна наступить по ч. 2 рассматриваемой статьи.

Государственные регистрационные знаки признаются видоизмененными и в том случае, когда нанесенные на них цифровые и буквенные обозначения (как все, так и некоторые из них) имеют потертости, полученные не в процессе эксплуатации транспортного средства, а в результате умышленного воздействия на номер с помощью посторонних предметов или средств (кислоты, наждачной (шлифовальной) бумаги, тяжелого предмета и т.п.).

К составу правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи относится и управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, на которых поле лицевой стороны полностью закрыто пластиком или иным материалом, не позволяющим различить не только нанесенные на знак обозначения, но и 3D рельеф имеющихся на нем комбинаций букв и цифр. В приведенном примере номерные знаки на транспортном средстве, по существу, отсутствуют, что и образует объективную сторону деяния.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.2. КоАП РФ.

Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.2. КоАП РФ.

Верховный суд неоднократно в своих судебных актах приводит позицию, согласно которой, под подложными государственными регистрационными знаками понимаются:

  • государственные регистрационные знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе целиком со всеми их элементами (например, это могут быть государственные регистрационные знаки, изготовленные из пластика, оргстекла, картона и т.п., полностью имитирующие подлинный номер, со всеми имеющимися на нем цифровыми и буквенными обозначениями, внесенными в регистрационные документы данного транспортного средства);
  • государственные регистрационные знаки с какими-либо изменениями, полностью или частично искажающими нанесенные на них предприятием-изготовителем символы, осуществленными любым способом, в результате чего создается новый номер, не внесенный в регистрационные документы данного транспортного средства;
  • государственные регистрационные знаки, выданные при государственной регистрации другого транспортного средства.

Приведённая позиция Верховного суда РФ позволяет разграничить в понятиях подложные, нестандартные и видоизмененные государственные регистрационные знаки. А это важно учитывать при анализе и квалификации деяния, в том числе, при защите.

 Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством с подложными государственными регистрационными знаками (в том числе одним из них).

Состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ следует отличать при квалификации деяния от управления транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить, наказуемого по ч. 2 комментируемой статьи.

В обоих составах противоправные действия приводят к полному или частичному изменению регистрационного номера, указанного в регистрационных документах. В том и в другом случае измененные данные регистрационного номера могут ошибочно восприниматься окружающими в качестве подлинных.

Однако, в первом случае изменение изначально подлинного государственного регистрационного знака осуществляется в результате механического или химического воздействия на его покрытие, разрушающего структуру материалов, примененных предприятием-изготовителем, например, путем перебивки, вытравливания, стирания, закрашивания цифровых или буквенных обозначений, в результате чего создается новый номер. Во втором случае структура материалов покрытия, примененных предприятием-изготовителем, не изменяется и не разрушается — искажение номера происходит в результате нанесения на его лицевое поле (и) или символы дополнительного покрытия или использования дополнительных материалов.

При квалификации правонарушения следует внимательно разграничивать составы по 3 и 4 частям ст. 12.2. КоАП РФ. В 3 части комментируемой статьи деянием является установка подложного знака, а по 4 – управление транспортным средством с установленным подложным знаком.

По ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ нельзя привлечь к административной ответственности за управление транспортным средством с видоизмененными номерами VIN, шасси, рамы и др. агрегатов: указанные деяния следует квалифицировать по ст. 12.5 КоАП РФ.

Управление транспортным средством с заменёнными номерными агрегатами: квалификация должна проводиться также по соответствующей ч. ст. 12.5 КоАП РФ.

Замена номерных узлов и агрегатов обязывает владельца транспортного средства не только получить свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, но и внести изменения в регистрационные документы транспортного средства, обратившись в органы ГИБДД в течение 10 суток после произведенной замены. Иначе действия водителя по управлению таким транспортным средством могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 12.1. КоАП РФ.

Для характеристики объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ, имеет важное значение, что принадлежность установленных на транспортном средстве государственных регистрационных знаков иностранному государству сама по себе не свидетельствует об их подложности.

Субъект административного правонарушения по статье 12.2. КоАП РФ.

В качестве субъектов по административным правонарушениям, предусмотренным частями 1,2 и 4 ст. 12.2. КоАП РФ, выступают водители.

Поскольку водителя, не имеющего права управлять транспортным средством, нельзя лишить такого права, а ч. 4 комментируемой статьи в качестве единственного наказания имеет именно лишение права управления, то указанные водители могут быть привлечены только по ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ: за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортными средствами.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 рассматриваемой статьи, являются граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

К административным правонарушениям, выявленным и зафиксированным с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в роли специального субъекта административной ответственности выступает собственник транспортного средства.

Субъективная сторона административного правонарушения по статье 12.2. КоАП РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.2. КоАП РФ могут совершаться, с субъективной стороны, как умышленно, так и по неосторожности.

Административные правонарушения, предусмотренные частями 2-4 ст. 12.2. КоАП РФ могут совершаться, с субъективной стороны, только умышленно.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.2. КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 рассматриваемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем.

По составам, предусмотренным частями 1 и 2 ст. 12.2. КоАП РФ, дела могут рассматриваться старшими участковыми уполномоченными полиции, участковыми уполномоченными полиции, а по ч. 1 — также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание.

Должностные лица военной автомобильной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 ст. 12.2. КоАП РФ, в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ могут рассматриваться судьями судов общей юрисдикции в случае, если должностное лицо, на рассмотрение которого поступило такое дело, придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое может быть применено только в судебном порядке, и передаст его (данное дело) на рассмотрение судье.

При этом судья, установив состав административного правонарушения, не связан мнением лица, ранее рассматривавшего дело, и вправе назначить любое наказание в пределах санкции.

Дела по ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ рассматриваются только судьями судов общей юрисдикции.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, совершаемых с целью получения сведений, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, и требующих значительных временных затрат.

Так как по делам, предусмотренным ч. 4 рассматриваемой статьи, нет необходимости проведения административного правонарушения, то такие дела рассматривают мировые судьи.

Срок привлечения лица к административной ответственности по частям 1-3 ст. 12.2. КоАП РФ составляет 2 месяца, по ч. 4 – 3 месяца. Данный срок является пресекательным, что означает, что его истечение исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Постановления по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами ГИБДД, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по ч. 4 комментируемой статьи – по истечении трех месяцев.

Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

Местом совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1,2 и 4 ст. 12.2. КоАП РФ, является место их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом. Например, в случае выявления административного правонарушения с использованием специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, местом совершения данного правонарушения будет считаться место установки соответствующего средства фото- или видеофиксации.

Место совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ, определяется местом нахождения транспортного средства, например, местом его постановки на стоянку.


Публикации, связанные с настоящей статьей «Как обжаловать постановление по делу об административном правонарушении?»

Другие публикации
statia-12-4-koap-rf

Ст. 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид».