statia-12-3-koap-rf

Ст. 12.3. КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37. КоАП РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2.1.Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, — влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Общее понятие состава административного правонарушения.

В науке Административного права, в связи с отсутствием четкого законодательно определенного понятия состава административного правонарушения существует множество подходов к данной дефиниции.  Однако, практик Вам скажет:

  • наличие состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности;
  • отсутствие же одного или нескольких признаков (элементов) состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.

Практика показывает, что отсутствие состава административного правонарушения самое распространенное основание для освобождения от административной ответственности. Поэтому защитнику, а также лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, необходимо правильно квалифицировать все признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом того или иного административного правонарушения всегда выступают социальные, то есть общественные, отношения, охраняемые Законом, например, отношения в области дорожного движения.

Под объективной стороной административного правонарушения, в науке Административного права, понимаются внешние характеристики деяния: определенные законом действия или бездействия, наступившие негативные последствия и их причинно-следственная связь (деяния и последствий), место, время, способ, орудия совершения. Объективная сторона административного правонарушения, собственно, раскрывается в конкретной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в том числе, иностранное.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения – это отношение субъекта, правонарушителя, к совершаемому деянию и последствиям. Субъективная сторона административного правонарушения выражается в форме вины: умысле или неосторожности. Так:

  1. административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  2. административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объект административного правонарушения по статье 12.3. КоАП РФ.

Объектом правонарушения комментируемой статьи является охраняемые и регулируемые Законом отношения в сфере безопасности дорожного движения.

Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет: «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».

То есть, Законодатель, исходя из приоритета интересов жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, регулирует через соответствующие нормы права отношения в сфере дорожного движения, а правонарушитель, не соблюдая указанные нормы, посягает и нарушает баланс, при котором достигается безопасность дорожного движения.

Объективная сторона административных правонарушений по статье 12.3. КоАП РФ.

Законодатель в Правилах дорожного движения установил, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;
  • в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Невыполнение водителем вышеуказанных требований Закона, а Правила дорожного движения являются таковым, и образуют объективные стороны административных правонарушений, предусмотренных соответствующими частями ст. 12.3. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ в качестве объективной стороны, как юридического признака (элемента) состава административного правонарушения определяет – управление механическим транспортным средством в отсутствие водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующей категории, регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп.

Также водитель будет привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ, если не будет иметь при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

Квалифицируя действия правонарушителя по ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ необходимо учитывать следующее:

  • на ряду с национальными (российскими) водительскими удостоверениями на территории Российской Федерации действуют и водительские удостоверения как национальные удостоверения иностранного государства, так и международного образца. То есть, водители, которые постоянно или временно проживают на территории РФ, равно как и временно въезжающие к нам в страну, законно допускаются к управлению транспортными средствами как при наличии российских национальных водительских удостоверений, так и при отсутствии оных – при наличии водительского удостоверения национального образца иностранного государства или международного образца.
  • в соответствии с международной «Конвенцией о дорожном движении» от 21.05.1977, изменений и дополнений к ней от 28.09.2004, вступившими в силу для России от 28.03.2006, к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, относятся:
  1. Иностранные национальные водительские удостоверения, выданные после 28 марта 2011 г. в соответствии с новой редакцией Конвенции (Приложение № 6);
  2. Иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 г. (включительно) в соответствии с прежней редакцией Конвенции (Приложение № 6), в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего СССР с 1 января 1992 г.;
  3. Иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 г. (включительно) и составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Примечание: в силу Федерального закона «О безопасности дорожного движения», если иностранные государства, выдавшие водительские удостоверения, не относятся к странам, присоединившимся в «Конвенции о дорожном движении», то есть не являются договаривающимся сторонами Конвенции, то такие удостоверения признаются действующими на территории России на условиях взаимности. В таком случае удостоверение должно предъявляться с заверенным переводом на русском языке. Перевод не требуется в том случае, когда все записи написаны или дублируются русским, или латинским алфавитом. Данное правило не работает в отношении водительских удостоверений, выданных в странах, в которых не признаются водительские удостоверения Российской Федерации.

  • регистрационным документом транспортного средства является свидетельство о регистрации транспортного средства, которое подтверждает государственную регистрацию транспортного средства в органах ГИБДД и присвоение ему государственного регистрационного знака.

Примечание: не являются регистрационным документом транспортного средства, а также документом, который водитель должен иметь при себе и передавать по требованию сотрудников полиции для проверки, паспорт транспортного средства и доверенность на право управления транспортным средством. Буквальное толкование ч.1 ст. 12.3. КоАП РФ позволяет сделать вывод, что отсутствие таких документов не позволяет привлечь лицо к административной ответственности по указанной номе. А сотрудники ГИБДД не имеют право требовать такие документы.

Самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ, является управление транспортным средством, временно ввезенным на территорию Российской Федерации, при отсутствии у водителя при себе документов с отметками таможенных органов, подтверждающих данное обстоятельство.

При временном ввозе (допуске) транспортного средства на территорию Таможенного союза, декларант, лицо ввозящее транспортное средство, обязано представить автомобиль для процедур (реэкспорта, когда лицо освобождается от уплаты таможенных пошлин), в результате которых таможенными органами на транспортное средство оформляются соответствующие документы. Временный ввоз возможен на срок не более года, а транспортное средство может использовать исключительно декларантом.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранным гражданином, временно пребывающим в Российскую Федерацию, признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Сроком временного пребывания в России иностранного гражданина прибывающего на основании визы является срок, указанный в визе, а в случае пребывания, не требующего визы, — не более 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

Если иностранный гражданин, временно прибывший в Российскую Федерацию, является высококвалифицированным специалистом и прибыл в порядке, не требующем получения визы, то срок временного пребывания его и членов его семьи определяется сроком действия разрешения на работу такого специалиста.

Срок временного ввоза транспортного средства может быть продлен в пределах года со дня ввоза транспортного средства.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3. КоАП РФ.

2 ч. Ст. 12.3. КоАП РФ содержит три самостоятельных состава административных правонарушений, объективная сторона которых, соответственно, выражается в:

  1. управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им;
  2. управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37. КоАП РФ;
  3. управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе путевого листа или товарно-транспортных документов в случаях, когда наличие таких документов предписано действующим законодательством.

При квалификации деяния по ч. 2 ст. 12.3. КоАП РФ целесообразно учитывать следующее:

  • по ч. 2 комментируемой статьи наступает административная ответственность, когда водитель в установленном Законом порядке сдал все экзамены и имеет право управления транспортным средством, но на момент проверки не имеет при себе водительского удостоверения;
  • также, по ч. 2 комментируемой статьи наступает административная ответственность, когда водитель в установленном Законом порядке, застраховал автогражданскую ответственность, то есть, вообще, у него есть полис ОСАГО, но в момент проверки его нет с собой у водителя и он не может его предъявить для проверки;
  • административная ответственность по комментируемой норме наступает вне зависимости от того, на каком праве основано владение и пользование автомобилем, то есть, водитель управляет автомобилем на основании договора аренды, в силу распоряжения или иного законного права, правового значения не имеет;
  • случай, когда владелец в принципе не исполнил обязанность по страхованию автогражданской ответственности, предписанную федеральным законом, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ;
  • когда водитель осуществляет пассажирские или грузовые перевозки, он, в соответствии с «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», обязан иметь при себе путевой лист – документ, отражающий учет и контроль работы транспортного средства и самого водителя;
  • дополнительно, при осуществлении грузовых перевозок, водитель на указанный груз должен иметь перевозочные документы, то есть, — товарно-транспортные накладные;
  • ч. 2 ст. 12.3. КоАП РФ в целях привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе товарно-транспортных документов, распространяет свое действия на городские, пригородные и междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом, порядок осуществления которых регулируется приведенными выше нормами российского законодательства, и не касаются перевозок грузов в международном сообщении автомобильным транспортом, принадлежащим как российским, так и иностранным перевозчикам;
  • международная автомобильная перевозка — это перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1. ст. 12.3. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1. ст. 12.3. КоАП РФ связана с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа и выражается в управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Так, в соответствии с действующим законодательством, каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны получить разрешение на осуществление такой деятельности.

Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника ГИБДД.

При этом, если водитель осуществляет услуги легкового такси вообще без оформления указанного разрешения, то его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ, то есть за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, рассматриваемая часть ст. 12.3. КоАП РФ предусматривает административную ответственность если на соответствующее транспортное средство в установленном порядке получено разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, однако, на момент проверки его нет у водителя. Данные административные правонарушения различны как по субъектам, так и по объективной стороне противоправного деяния.

В случае, когда в салоне автомобиля находится не оригинал, а копия разрешения, полученного в установленном порядке, административная ответственность не наступает, если копия разрешения будет признана надлежащим документом, при наличии которого в салоне легкового такси водитель не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3. КоАП РФ.

Так, в соответствии с ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», копия документа — это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа; заверенная копия документа — это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

Важно помнить, что не всякая копия, а только надлежащим образом заверенная, исключает возможность привлечения водителя к административной ответственности по ч. 2.1. ст. 12.3. КоАП РФ.

В соответствии с действующим законодательством, надлежаще заверенной копией является:

  • нотариально заверенная копия документа, в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате»;
  • копия документа, заверенная в порядке, установленном ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.»;

Однако, разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не является организационно-распорядительным документом и, следовательно, копия разрешения, заверенная в порядке указанного ГОСТа не будет считаться надлежаще заверенной копией в целях применения ч. 2.1. ст. 12.3. КоАП РФ.

Автор комментария отдельно хотел бы остановиться на заверении разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в порядке, предусмотренном п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».

Несмотря на то, что указанный документ весьма древний, он является действующим нормативным правовым актом системы правового регулирования Российской Федерации, а документы, копии которых заверены в соответствии с его требованиями, принимаются судами как копии, заверенные надлежащим образом.

Чтобы копия документа считалась заверенной в установленном порядке, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»:

  • заверять копию должно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которых хранится оригинал документа, хотя и выданный другой организацией;
  • копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций;
  • верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью;
  • на копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

 Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.3. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.3. КоАП РФ, выражается в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения либо временного разрешения.

Субъект административного правонарушения по статье 12.3. КоАП РФ.

В качестве субъектов по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 12.2. КоАП РФ, выступают водители транспортных средств.

Субъективная сторона административного правонарушения по статье 12.3. КоАП РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.3. КоАП РФ могут совершаться, с субъективной стороны, как умышленно, так и по неосторожности.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.3. КоАП РФ.

При обнаружении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ, транспортное средство может быть задержано и помещено на специализированную стоянку до устранения причины задержания.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,2,3 рассматриваемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции, участковыми уполномоченными полиции.

Должностные лица военной автомобильной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,2,3 ст. 12.3. КоАП РФ, в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Дела об административных правонарушениях по ч. 2.1. ст. 12.3. КоАП РФ рассматриваются судьями судов общей юрисдикции, по общему правилу, — мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, совершаемых с целью получения сведений, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, и требующих значительных временных затрат.

Так как по делам, предусмотренным ч. 2.1. рассматриваемой статьи, нет необходимости проведения административного расследования, то такие дела рассматривают мировые судьи.

Срок привлечения лица к административной ответственности по частям 1,2,3 ст. 12.3. КоАП РФ составляет 2 месяца, по ч. 2.1. – 3 месяца. Данный срок является пресекательным, что означает, что его истечение исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Постановления по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами ГИБДД, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по ч. 2.1. комментируемой статьи – по истечении трех месяцев.

Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

Местом совершения административных правонарушений является место их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что наличие в протоколе об административном правонарушении сведений о месте и времени обнаружения факта передачи права управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, является достаточным для установления события административного правонарушения и виновности лица в его совершении. Выяснения вопроса о том, когда именно такая передача была осуществлена, в данном случае не требуется, поскольку существенного правового значения для правильного разрешения дела указанное обстоятельство не имеет.

Публикации, связанные с настоящей статьей:
Другие публикации
statia-12-4-koap-rf

Ст. 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид».