statia-12-4-koap-rf

Ст. 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид».

  1. Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
  2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
  3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

Общее понятие состава административного правонарушения.

В науке Административного права, в связи с отсутствием четкого законодательно определенного понятия состава административного правонарушения существует множество подходов к данной дефиниции.  Однако, практик Вам скажет:

  • наличие состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности;
  • отсутствие же одного или нескольких признаков (элементов) состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.

Практика показывает, что отсутствие состава административного правонарушения самое распространенное основание для освобождения от административной ответственности. Поэтому защитнику, а также лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, необходимо правильно квалифицировать все признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом того или иного административного правонарушения всегда выступают социальные, то есть общественные, отношения, охраняемые Законом, например, отношения в области дорожного движения.

Под объективной стороной административного правонарушения, в науке Административного права, понимаются внешние характеристики деяния: определенные законом действия или бездействия, наступившие негативные последствия и их причинно-следственная связь (деяния и последствий), место, время, способ, орудия совершения. Объективная сторона административного правонарушения, собственно, раскрывается в конкретной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в том числе, иностранное.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения – это отношение субъекта, правонарушителя, к совершаемому деянию и последствиям. Субъективная сторона административного правонарушения выражается в форме вины: умысле или неосторожности. Так:

  1. административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  2. административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объект административного правонарушения по статье 12.4. КоАП РФ.

Объектом правонарушения комментируемой статьи является охраняемые и регулируемые Законом отношения в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет: «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».

То есть, Законодатель, исходя из приоритета интересов жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, регулирует через соответствующие нормы права отношения в сфере дорожного движения, а правонарушитель, не соблюдая указанные нормы, посягает и нарушает баланс, при котором достигается безопасность дорожного движения.

При этом под эксплуатацией транспортного средства понимается использование транспортного средства по его прямому назначению как во время дорожного движения, так и вне его.

В комментируемой статье Законодатель, признавая установку на транспортных средствах световых, световозвращающих, звуковых и других приборов, приспособлений и оборудования противоправными деяниями и назначая за такое поведение административную ответственность, предотвращает необоснованные преимущества и нарушающие безопасность дорожного движения и обстановки действия лиц в целях профилактики дорожных происшествий и их последствий.

Какие транспортные средства подпадают под действие комментируемой статьи, категории и подкатегории транспортных средств и другую информацию о безопасной эксплуатации транспортных средств в целях применения ст. 12.4. КоАП РФ – смотри комментарий к ст. 12.1. КоАП РФ.

Объективная сторона административных правонарушений по статье 12.4. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.4. КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 12.4. КоАП РФ в качестве объективной стороны, как юридического признака (элемента) состава административного правонарушения определяет следующие действия:

  • установку на транспортных средствах световых приборов красного цвета;
  • установку на транспортных средствах световозвращающих приспособлений красного цвета;
  • световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Так, установка на транспортных средствах световых, световозвращающих приборов и приспособлений урегулирована «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», изложенными, в свою очередь, в «Правилах дорожного движения», являющимися обязательными к исполнению требований, в них содержащихся.

В соответствии с требованиями названных законоположений, в части световых, световозвращающих приборов и приспособлений, запрещается эксплуатация транспортных средств если:

  • количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

  • регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001;
  • не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
  • на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора;
  • установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям;
  • на транспортном средстве установлены спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого; сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Примечание. Положения о внешних световых приборах (настоящего пункта) не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.

Таким образом, нарушение требований, предъявляемых Законом к внешним световым приборам, выражающееся в установке световых приборов, световозвращающих приспособлений красного цвета, а также световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.4. КоАП РФ.

При квалификации деяния и анализе объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.4. КоАП РФ, важно учитывать, что:

  • при установке световых приборов и световозвращающих приспособлений красного цвета, в целях применения административной ответственности, приборы и приспособления должны быть установлены на передней части транспортного средства. То есть, в силу прямого указания Закона, должен быть обязательный признак объективной стороны административного правонарушения – место расположения приборов и приспособлений.
  • при установке световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, место расположения правового значения не имеет;
  • административная ответственность водителя наступает как за установку световых приборов, цвет огней которых не отвечает требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, так и за установку световых приборов, режим работы которых не соответствует указанным требованиям. То есть для наступления ответственности водителю достаточно нарушить одно из условий, при котором эксплуатация транспортного средства, в соответствии с Законом (ПДД) запрещена.
  • под внешними световыми приборами Законодатель, в целях применения ч. 1 ст. 12.4. КоАП РФ, понимает устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации. Такое определение приведено в тексте Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». «Конвенция о дорожном движении» к внешним световым приборам относит: фонари дальнего и ближнего света, противотуманные фонари, контурные габаритные фонари, фонари указателей поворота, световозвращатели, устройство освещения заднего номерного знака, стоп-сигналы, стояночный фонарь, аварийный сигнал, дневной ходовой фонарь, фонарь заднего хода, дополнительные фонари (прожекторы, фары-искатели и т.п.). Изготовитель в технической эксплуатационной документации на транспортное средство указывает, в том числе, количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов.
  • световозращателями или свтеовозвращающими приспособлениями являются устройства, отражающие лучи света в направлении, близком к лучу падения света и мало преломляющие их. Как правило, световозвращатели отражают свет, падающий под любым углом. Такими приспособлениями пассивной безопасности являются, например, катафоты, фликеры, отражающие ленты, светоотражающие элементы крепления государственных регистрационных знаков, др.
  • нет четкого законодательного определения ни понятия «цвета огней», ни «режима работы» внешних световых приборов. При этом под цветом огней понимается его цветовой тон, а под режимом работы – техническая характеристика светораспределения (излучения) фар.
  • В соответствии с приложением N 5 к Конвенции о дорожном движении, Правилами ЕЭК ООН N 65 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения специальных предупреждающих огней, устанавливаемых на механических транспортных средствах и их прицепах», приложением N 3 (применительно к трех- и четырехколесным мототранспортным средствам) и приложением N 8 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» огни, фары, указатели поворота, светоотражающие приспособления (световозвращатели) должны иметь следующие цвета:
  1. Фары дальнего и ближнего света, фонарь заднего хода, передний стояночный огонь, фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака, передний габаритный огонь, дневной ходовой огонь, переднее светоотражающее устройство, угловой фонарь — белый;
  2. Указатель поворота, аварийный сигнал, боковой стояночный огонь, боковое светоотражающее приспособление (световозвращатель) — автожелтый;
  3. Сигнал торможения, задний габаритный огонь, заднее светоотражающее приспособление, задний стояночный огонь, задний контурный огонь, задний противотуманный фонарь — красный;
  4. Передняя противотуманная фара — белый или желтый.
  • Требования к режиму работы внешних световых приборов содержатся в приложении N 5 к Конвенции о дорожном движении и приложении N 8 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно их, никакие фонари, иные, чем фонари указателей поворота и специальные предупреждающие фонари, не должны быть мигающими или проблесковыми. Боковые фонари могут работать в мигающем режиме одновременно с фонарями указателей поворота. Специальные предупреждающие фонари должны быть мигающими или проблесковыми.
  • Требования по количеству и цвету излучения внешних световых приборов, применяемых на единичных транспортных средствах, выпускаемых в обращение, регламентируются приложением N 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
  • Виды дополнительных внешних световых приборов, которыми могут быть оборудованы находящиеся в эксплуатации транспортные средства, а также требования к их количеству, расположению, режиму работы и цвету огней определены приложением N 8 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
  • С приведенными положениями международных правовых актов корреспондируют нормы национального стандарта ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». В нем, в частности, определено, что габаритные фонари, фары дальнего, ближнего света, дневные ходовые огни, контурные габаритные огни, а также световозвращающие приспособления, установленные на передней части автотранспортного средства, должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН, предъявляемым к их наличию, и использоваться с огнями белого цвета; противотуманные фары — с огнями белого или желтого цвета; указатели поворота — с огнями желтого или оранжевого цвета. Согласно указанного ГОСТа, все эти приборы должны работать в постоянном режиме. Исключение предусмотрено только в отношении указателей поворота, для которых определен проблесковый режим работы.
  • Для наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.4. КоАП РФ, достаточно установления светового прибора неустановленного цвета, например, подсветки синего цвета государственного регистрационного знака.
  • Установка на транспортное средство фар с газоразрядными источниками света, предназначенными для применения с галогеновыми (ксеноновыми) лампами, не соответствующими данному типу фар, нарушают требования к условиям, запрещающих эксплуатацию транспортных средств в случае установки на них спереди световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям конструкции транспортного средства, а также световых приборов, на которых используются лампы, не соответствующие типу данного светового прибора. Такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 12.4. КоАП РФ.

Требования к режиму работы фар определены ГОСТ Р 51709-2001, а также Правилами ЕЭК ООН N 98 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар механических транспортных средств с газоразрядными источниками света» и N 112 «Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих асимметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания». В соответствии с названными актами каждая фара, установленная на транспортном средстве, должна иметь маркировку, указывающую на категорию источника света, с которым допускается ее эксплуатация. При этом замена категории используемого источника света запрещена.

В настоящее время на автотранспортных средствах устанавливаются фары следующих типов:

C — ближнего, R — дальнего, CR — двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН N 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

HC — ближнего, HR — дальнего, HCR — двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН N 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

DC — ближнего, DR — дальнего, DCR — двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН N 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Таким образом, согласно российским и международным стандартам газоразрядные источники света предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR. Использование их в иных типах фар, в том числе предназначенных для применения с лампами накаливания, свидетельствует о несоответствии технических характеристик фар светораспределению, установленному для данного типа фар, что, кроме того, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических факторов (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары).

В связи с этим заслуживает внимания разъяснение, содержащееся в письме МВД России от 25 февраля 2010 г. N 13/5-427 «О нарушениях правил установки внешних световых приборов», которым до сведения владельцев транспортных средств и организаций, осуществляющих эксплуатацию автотранспорта, доведена информация о том, что в случае выявления фактов установки на транспортном средстве подобных фар содеянное необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 12.4. КоАП РФ как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Аналогичное разъяснение содержится в письме Департамента МВД России от 20 февраля 2010 г. «Об использовании «ксеноновых» фар».

Изложенный подход реализуется и в практике Верховного Суда РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.4. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.4. КоАП РФ может быть выражена в двух самостоятельных (альтернативных) составах, когда  административная ответственность наступает за:

  1. Нарушение п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
  2. Нарушение п. 7.8 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, а во-вторых, за неправомерную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси.

Согласно ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15 декабря 2002 г. N 473-ст, специальный звуковой сигнал — это устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в (на) транспортное средство дополнительно по специальному разрешению.

Специальный световой сигнал (проблесковый маячок) — устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно по специальному разрешению (п. 3.12 указанного ГОСТа).

Специальные световые и звуковые сигналы могут использоваться на транспортных средствах как при наличии на их наружных поверхностях цветографических схем, так и без них.

Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета предназначен для обозначения транспортных средств, движение или присутствие которых на дорогах представляет опасность или создает помехи для других участников дорожного движения. Исчерпывающий перечень таких транспортных средств приведен в п. 16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В нем также перечислены случаи, когда этот маячок должен быть включен. В основном такими сигналами оборудуются уборочные машины, бензовозы, машины инкассации, автомобили-эвакуаторы, транспортные средства, выполняющие работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также транспортные средства, осуществляющие сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, и организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования. Установка специальных звуковых сигналов на транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не предусмотрена. Основное назначение проблесковых маячков желтого или оранжевого цвета сигналов — обеспечить возможность для всех участников движения на достаточном расстоянии обнаружить транспортное средство, представляющее опасность для окружающих, и принять соответствующие меры.

Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб. Водители таких транспортных средств могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства (п. 3.6 Правил дорожного движения).

В соответствии с п. п. 9, 10 Инструкции о выдаче разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утв. Приказом МВД России от 31 марта 2014 г. N 194, получение разрешений на установку на транспортные средства специальных световых сигналов бело-лунного цвета и звуковых сигналов к ним, а также специальных световых сигналов желтого (оранжевого) цвета не требуется. Следовательно, основания для привлечения водителей транспортных средств, оборудованных такими специальными сигналами, к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.4. КоАП РФ отсутствуют.

Согласно п. 19 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета. Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем, определен Указом Президента РФ от 19 мая 2012 г. N 635.

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. N 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» предусмотрен перечень оперативных служб, на транспортных средствах которых могут быть установлены устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на их наружных поверхностях цветографических схем, — пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийно-спасательные службы, военная автомобильная инспекция, следственные органы Следственного комитета РФ и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Требования к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам транспортных средств оперативных служб определены в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и ГОСТ Р 50574-2002, включенным в перечень национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение положений указанного Регламента. В части требований к проблесковым маячкам синего цвета и звуковым сигналам названный ГОСТ распространяется также на транспортные средства государственных органов, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться такие сигналы.

Проблесковые маячки транспортных средств оперативных служб всех видов должны быть синего цвета. В дополнение к синему проблесковому маячку на транспортных средствах Госавтоинспекции, Военной автоинспекции и Федеральной службы охраны РФ могут быть установлены проблесковые маячки красного цвета, наличие которых указывает на принадлежность этих транспортных средств к названным службам. Проблесковые маячки должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН N 65.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1041 «Об утверждении требований к транспортным средствам органов федеральной службы безопасности, используемым для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, и внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации» транспортные средства органов федеральной службы безопасности, используемые для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы Российской Федерации, также оборудуются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем.

Выдача разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного цветов) и звуковых сигналов осуществляется органами ГИБДД в соответствии с Приказом МВД России от 31 марта 2014 г. N 194.

Сведения об оборудовании транспортного средства проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами вносятся уполномоченным должностным лицом Госавтоинспекции в свидетельство о регистрации транспортного средства.

Решение о выдаче разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств, определенных Указом Президента РФ от 19 мая 2012 г. N 635, принимается начальником ГУОБДД МВД России или его заместителем на основании письменных обращений руководителей соответствующих государственных органов в ГУОБДД МВД России. Выдача разрешения при отсутствии на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем осуществляется должностным лицом Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения (ЦСН БДД) МВД России путем проставления в свидетельстве о регистрации транспортного средства отметки с указанием даты выдачи и срока действия разрешения (до одного календарного года). Указанные записи заверяются подписью начальника ЦСН БДД МВД России или его заместителя и печатью установленного образца.

В отношении транспортных средств, на наружную поверхность которых нанесены специальные цветографические схемы, решение о выдаче разрешений принимается начальниками подразделений Госавтоинспекции, осуществляющих регистрацию указанных транспортных средств, или лицами, их замещающими.

В соответствии с п. 16 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ и п. 5.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета. Аналогичная норма содержится в п. 115 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112. Незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси подлежит квалификации по ч. 2 ст. 12.4. КоАП РФ.

Учитывая разрешительный характер деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществление которой требует получения специального разрешения, следует иметь в виду, что обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого правонарушения, свидетельствующим о незаконности установки на транспортном средстве опознавательного фонаря такси, является отсутствие у перевозчика разрешения на занятие таксомоторной деятельностью, выданного на указанный автомобиль. Вместе с тем данное обстоятельство хотя и является обязательным условием для привлечения виновного к административной ответственности по ч. 2 рассматриваемой статьи, однако при наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт осуществления им деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (предпринимательской деятельности), не исключает дополнительной квалификации его действий по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Более того, если водитель занимается таксомоторными перевозками от своего имени без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то его действия следует дополнительно квалифицировать по ч. 1 указанной статьи.

В ч. 2 ст. 12.4. КоАП РФ в качестве самостоятельного состава административного правонарушения выделена незаконная установка на транспортном средстве опознавательного знака «Инвалид». Данное нововведение обусловлено получившими широкое распространение на практике случаями незаконного использования этого знака в целях бесплатной постановки транспортного средства на стоянку в специально отведенных для инвалидов местах на платных парковках.

Под незаконной установкой опознавательного знака «Инвалид» в диспозиции ч. 2 анализируемой статьи следует понимать размещение на транспортном средстве указанного знака водителем, не являющимся инвалидом I или II группы либо лицом, перевозящим таких инвалидов или детей-инвалидов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.4. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.4. КоАП РФ, выражается в нарушении требований п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и п. 7.8 Перечня неисправностей и условий, запрещающих неправомерное нанесение на наружные поверхности транспортных средств специальных цветографических схем.

В категориях Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», «цветографическая схема» — это графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружную поверхность транспортного средства.

В соответствии с действующим законодательством, использование цветографических схем разрешено только на транспортных средствах оперативных служб и легковых такси.

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. N 548 установлен перечень оперативных служб, транспортные средства которых должны иметь нанесенные на наружную поверхность цветографические схемы. Так, транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан (далее — транспортные средства оперативных служб), должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

Аналогичные положения содержатся в п. 2.4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с Регламентом законодательно закреплены требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб:

  • требования распространяются на транспортные средства оперативных служб: скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов охраны правопорядка и безопасности, военной автомобильной инспекции (ВАИ), аварийно-спасательных;
  • цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов: основного цвета наружных поверхностей транспортного средства, декоративных полос, информационных надписей, опознавательных знаков;
  • на правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы;
  • цвета и размеры элементов, применяемые в цветографических схемах, а также содержание информационных надписей устанавливаются государствами — членами Таможенного союза;
  • изображения и цвета гербов и эмблем должны соответствовать требованиям государственных нормативных правовых актов о порядке их применения, описании и изображении;

Требования к специальным световым и звуковым сигналам:

  • транспортные средства оперативных и специальных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, установленном в государствах — членах Таможенного союза;
  • проблесковый маячок устанавливается на крышу (крышу кабины) транспортного средства или над ней. При этом угол видимости специального светового сигнала в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света, должен быть равен 360°;
  • проблесковые маячки в других местах транспортного средства устанавливать не допускается. Способы установки проблескового маячка должны обеспечивать надежность его крепления на всех режимах движения и торможения транспортного средства;
  • допускается установка на одно транспортное средство более одного проблескового маячка;
  • для транспортных средств на шасси грузовых автомобилей, а также транспортных средств, сопровождающих колонны транспортных средств, допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180°, при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства;
  • допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе с излучателем звука специального звукового сигнала при условии обеспечения соответствия каждого устройства в отдельности требованиям настоящего документа. Такие объединенные устройства должны устанавливаться на крыше транспортного средства и приводиться в действие с помощью одного блока управления.
  • Допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства;
  • при установке блоков управления устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в салоне (кабине) транспортного средства должны выполняться требования Правил ЕЭК ООН N 21;
  • для всех режимов звучания звукового сигнального прибора максимальный уровень звука, измеренный на расстоянии 7 м от транспортного средства, при подаче специального звукового сигнала должен быть не менее 98 дБ А и не более 112 дБ А при проведении испытаний в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 28;
  • проблесковые маячки транспортных средств оперативных служб всех видов должны быть синего цвета. Дополнительно с проблесковыми маячками синего цвета могут применяться маячки красного цвета.
  • Проблесковые маячки должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН N 65-00;
  • специальный звуковой сигнал должен быть четко слышимым и узнаваемым. Спектральный состав специального звукового сигнала должен включать в себя одну или несколько доминирующих гармонических составляющих, которые изменяются во времени по частоте или амплитуде. Изменения этих гармонических составляющих должны находиться в частотном диапазоне 150 — 2000 Гц.
  • Продолжительность цикла изменений основных гармонических составляющих специального звукового сигнала должна составлять 0.5…6 с;
  • максимальный уровень звука на расстоянии 2 м от излучателя сигнала по оси, перпендикулярной к плоскости его выходного отверстия при подаче специального звукового сигнала должен быть не менее 110 дБ А и не более 125 дБ А.

ГОСТом Р 50574-2002 определены национальные стандарты РФ о цвете и размерах элементов, применяемых в цветографических схемах автомобилей оперативных служб, а также содержание информационных надписей.

Положениями Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ и п. 5.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения определены требования к цветографическим схемам легкового такси — это композиция из квадратов контрастного цвета, расположенных на боковых поверхностях кузова в шахматном порядке. Незаконное нанесение такой схемы на транспортное средство в отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выданного на указанный автомобиль, квалифицируется по ч. 3 12.4. КоАП РФ.

Кроме административной ответственности по ч. 3 ст. 12.4. КоАП РФ лицо, незаконно занимающееся оказанием услуг по перевозке людей и багажа легковым такси, может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 14.1. КоАП РФ, если занимается таксомотрной деятельностью без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ, если такая деятельность будет осуществляться без разрешения на оказание услуг по перевозке людей и багажа легковым такси на соответствующее транспортное средство.

В случае нанесения на внешнюю поверхность автомобиля декоративных наклеек с графическим изображением, имитирующим цветографическую схему легкового такси, расположенных не на боковых поверхностях кузова, как это указано в п. 5.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а на его иных поверхностях, либо на зеркалах и (или) крыше автомашины, либо на всей его внешней поверхности, административной ответственности по ч. 3 ст. 12.4 не наступает.

Управление транспортным средством, на котором незаконно установлено устройство для подачи специальных световых или звуковых сигналов, либо незаконно нанесена цветографическая схема автомобилей оперативных служб или легкового такси, либо незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, находилось в движении, содеянное необходимо квалифицировать по ст. 12.5 КоАП РФ.

Субъект административного правонарушения по статье 12.4. КоАП РФ.

В качестве субъектов по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 12.4. КоАП РФ, выступают граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения по статье 12.4. КоАП РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.4. КоАП РФ могут совершаться, с субъективной стороны, только умышленно.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.4. КоАП РФ.

При обнаружении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1,2 ст. 12.4. приборы и устройства (световозвращающие устройства, устройства для подачи световых и/или звуковых сигналов), могут быть изъяты, а при невозможности их изъятия — арестованы:

  • изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей (ст. 27.10 КоАП РФ);
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (ст. 27.14 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 12.4. КоАП РФ, кроме дел о незаконном нанесении цветографической схемы легкового такси, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем.

Должностные лица военной автомобильной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 ст. 12.4. КоАП РФ, в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Дела об административных правонарушениях по частям 1,2,3 (в случае незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) ст. 12.3. КоАП РФ рассматриваются судьями судов общей юрисдикции.

По общему правилу, так как объективной необходимости в проведении административного расследования нет, такие дела рассматривают мировые судьи. Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, совершаемых с целью получения сведений, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, и требующих значительных временных затрат.

Так как по делам, предусмотренным ч. 2.1. рассматриваемой статьи, нет необходимости проведения административного расследования, то такие дела рассматривают мировые судьи.

Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 3 ст. 12.4. КоАП РФ (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), не могут быть вынесены по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.4. КоАП РФ (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

Указание в протоколе об административном правонарушении сведений о месте и времени обнаружения факта совершения противоправного деяния, предусмотренного ст. 12.4. КоАП РФ, является достаточным для установления события административного правонарушения и доказывания виновности лица в его совершении. Кем, когда и где неправомерно установлено устройство или незаконно нанесена цветографическая схема, для наступления административной ответственности по ст. 12.4. КоАП РФ правового значения не имеет.


Публикации, связанные с настоящей статьей:

 

Другие публикации