statia-12-6-koap-rf

Ст. 12.6. КоАП РФ. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.

Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Общее понятие состава административного правонарушения.

В науке Административного права, в связи с отсутствием четкого законодательно определенного понятия состава административного правонарушения существует множество подходов к данной дефиниции.  Однако, практик Вам скажет:

  • наличие состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности;
  • отсутствие же одного или нескольких признаков (элементов) состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.

Практика показывает, что отсутствие состава административного правонарушения самое распространенное основание для освобождения от административной ответственности. Поэтому защитнику, а также лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, необходимо правильно квалифицировать все признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом того или иного административного правонарушения всегда выступают социальные, то есть общественные, отношения, охраняемые Законом, например, отношения в области дорожного движения.

Под объективной стороной административного правонарушения, в науке Административного права, понимаются внешние характеристики деяния: определенные законом действия или бездействия, наступившие негативные последствия и их причинно-следственная связь (деяния и последствий), место, время, способ, орудия совершения. Объективная сторона административного правонарушения, собственно, раскрывается в конкретной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в том числе, иностранное.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения – это отношение субъекта, правонарушителя, к совершаемому деянию и последствиям. Субъективная сторона административного правонарушения выражается в форме вины: умысле или неосторожности. Так:

  1. административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  2. административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объект административного правонарушения по статье 12.6. КоАП РФ.

Объектом правонарушения комментируемой статьи является охраняемые и регулируемые Законом отношения в сфере безопасности дорожного.

Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет: «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».

То есть, Законодатель, исходя из приоритета интересов жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, регулирует через соответствующие нормы права отношения в сфере дорожного движения, а правонарушитель, не соблюдая указанные нормы, посягает и нарушает баланс, при котором достигается безопасность дорожного движения.

Объективная сторона административных правонарушений по статье 12.6. КоАП РФ.

Итак, Законодатель, организуя безопасность дорожного движения, в том числе, в общих обязанностях водителя Правил дорожного движения (п. 2.1.2. Правил), предписывает водителю:

  • при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями;
  • при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Общие обязанности пассажиров, изложенные в п. 5.1. Правил дорожного движения, предписывают последним:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими;
  • при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме.

Ст. 12.6. КоАП РФ, таким образом, в качестве объективной стороны, как юридического признака (элемента) состава административного правонарушения определяет невыполнение вышеуказанных общеобязательных предписаний:

  • управление транспортным средством будучи не пристёгнутым во время движения ремнями безопасности;
  • перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности;
  • управление мотоциклом без мотошлема или в не застегнутом мотошлеме;
  • перевозку пассажиров на мотоцикле без мотошлема или в не застегнутом мотошлеме.

При этом, выше указанные предписания Закона общеобязательны и, следовательно, распространяют свое регулирование и действие на всех водителей и пассажиров, в том числе, водителей и пассажиров автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности, а также лиц, осуществляющих обучение вождению, в том случае, когда транспортным средством управляет обучаемый.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в пунктах 7.9. и 7.10., запрещает эксплуатацию транспортных средств если:

  • отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

Примечательно, что, расширив сферу применения ст. 12.6. КоАП РФ, введя административную ответственность за управление мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме, Законодатель не внес соответствующие общеобязательные предписания в Правила дорожного движения.

Разграничения и отличия понятий мотоцикла и мопеда сформулированы в п. 1.2 Правил дорожного движения и описаны в комментарии к ст. 12.1 КоАП РФ.

Субъект административного правонарушения по статье 12.6. КоАП РФ.

В качестве субъектов по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 12.6. КоАП РФ, выступают водители транспортных средств.

Отсутствие у водителя права управления транспортными средствами правового значения не имеет.

Субъективная сторона административного правонарушения по статье 12.6. КоАП РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.6. КоАП РФ могут совершаться, с субъективной стороны, как умышленно, так и по неосторожности.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.6. КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.6. КоАП РФ, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, а также должностными лицами военной автомобильной инспекции.

Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.6. КоАП РФ, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

Место совершения административных правонарушений определяется местом их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.


Публикации, связанные с настоящей статьей:
Другие публикации
statia-12-4-koap-rf

Ст. 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид».