statia-12-7-koap-rf

Ст. 12.7. КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.

  1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
  2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
  3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Примечание: При пресечении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ, применяются задержание ТС и отстранение водителя от управления.

Общее понятие состава административного правонарушения.

В науке Административного права, в связи с отсутствием четкого законодательно определенного понятия состава административного правонарушения существует множество подходов к данной дефиниции.  Однако, практик Вам скажет:

  • наличие состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности;
  • отсутствие же одного или нескольких признаков (элементов) состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.

Практика показывает, что отсутствие состава административного правонарушения самое распространенное основание для освобождения от административной ответственности. Поэтому защитнику, а также лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, необходимо правильно квалифицировать все признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом того или иного административного правонарушения всегда выступают социальные, то есть общественные, отношения, охраняемые Законом, например, отношения в области дорожного движения.

Под объективной стороной административного правонарушения, в науке Административного права, понимаются внешние характеристики деяния: определенные законом действия или бездействия, наступившие негативные последствия и их причинно-следственная связь (деяния и последствий), место, время, способ, орудия совершения. Объективная сторона административного правонарушения, собственно, раскрывается в конкретной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в том числе, иностранное.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения – это отношение субъекта, правонарушителя, к совершаемому деянию и последствиям. Субъективная сторона административного правонарушения выражается в форме вины: умысле или неосторожности. Так:

  1. административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
  2. административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объект административного правонарушения по статье 12.7. КоАП РФ.

Объектом правонарушения комментируемой статьи является охраняемые и регулируемые Законом отношения в сфере безопасности дорожного.

Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет: «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».

То есть, Законодатель, исходя из приоритета интересов жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, регулирует через соответствующие нормы права отношения в сфере дорожного движения, а правонарушитель, не соблюдая указанные нормы, посягает и нарушает баланс, при котором достигается безопасность дорожного движения.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 даны следующие разъяснения в целях квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.7. КоАП РФ:

  • При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, других правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по ч. 1 либо ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ. Однако в случаях, когда указанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнили законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8. либо ч. 2 ст. 12.26. КоАП РФ.
  • Если находящийся в состоянии опьянения водитель, имея право управления определенными категориями транспортных средств, управляет транспортным средством иной категории, то должностным лицом Госавтоинспекции составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8. КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), а если водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, — об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26. КоАП РФ. В указанном случае действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ. При наложении уполномоченным должностным лицом административного взыскания по правилам, предусмотренным ч. 1 ст. 28.6. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется.
  • С учетом того, что к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, их действия подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ и в случае совершения ими административных правонарушений, предусмотренных статьями главы 12 КоАП РФ, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, ч. 4 ст. 12.2., частями 3, 4, 5 и 6 ст. 12.5., ч. 3 ст. 12.10., ч. 4 ст. 12.15., за исключением фиксации этого правонарушения работающими в автоматическом режиме техническими средствами, а также ч. 3 ст. 12.27. КоАП РФ).

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ в качестве объективной стороны, как юридического признака (элемента) состава административного правонарушения определяет управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами.

Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается:

  • водительским удостоверением;
  • временным разрешением на право управления транспортными средствами — в случаях, предусмотренных данным Законом и КоАП РФ.

В Российской Федерации выдаются два вида водительских удостоверений:

  • российские национальные водительские удостоверения;
  • международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, отвечающим всем следующим требованиям:

  • достигшим установленного в Законе возраста;
  • имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами;
  • и успешно сдавшим соответствующие экзамены.

Водительское удостоверение на управление транспортными средствами выдается:

  • транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим 16-летнего возраста;
  • транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим 18-летнего возраста;
  • транспортными средствами категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D» — лицам, достигшим 21-летнего возраста;
  • составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее 12 месяцев;
  • составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее 12 месяцев.

Лица, достигшие 17-летнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C», однако водительские удостоверения им выдаются по достижении 18-летнего возраста.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами определенной категории, подтверждает также право на управление транспортными средствами соответствующей подкатегории (подкатегорий):

  • категории «A» — подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа;
  • категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа);
  • категории «C» — подкатегории «C1»;
  • категории «D» — подкатегории «D1»;
  • категории «CE» — подкатегории «C1E»;
  • категории «DE» — подкатегории «D1E».

Наличие у лица права управления транспортными средствами категории «M» (мопеды и легкие квадрициклы) подтверждает российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из вышеупомянутых категорий или подкатегорий.

Описание категорий и подкатегорий транспортных средств подробно смотри в комментарии к ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений подразделениями ГИБДД МВД России утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 6 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Водительские удостоверения, выданные до вступления в силу ныне действующих Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, действительны до истечения, указанного в них срока. Если срок действия такого водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

В случае прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с истечением установленного срока действия водительского удостоверения действие такого права восстанавливается путем выдачи нового водительского удостоверения в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Требования к оформлению российского национального водительского удостоверения при его выдаче регламентированы Приказом МВД России от 13 мая 2009 г. N 365 «О введении в действие водительского удостоверения».

В случае если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным только при условии соблюдения указанных в нем ограничений (п. 4 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, п. 11 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с Приказом МВД России от 13 мая 2009 г. N 365:

  • ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории транспортных средств указываются в разд. 12 водительского удостоверения;
  • ограничения в действии удостоверения, являющиеся общими для всех категорий, подкатегорий транспортных средств, указываются в разд. 14 водительского удостоверения.

Например, если лицо обучалось вождению на автомобиле с автоматической трансмиссией, в его водительском удостоверении проставляется отметка «АТ»; в водительском удостоверении лица с нарушением зрения проставляется отметка «очки или линзы обязательны», свидетельствующая о том, что указанное лицо вправе управлять транспортным средством только в очках или линзах. В случае, когда водитель с ограничениями по здоровью вправе управлять автотранспортным средством только с ручным управлением, в его водительском удостоверении проставляется отметка «ручное управление».

Международное водительское удостоверение выдается на основании национального водительского удостоверения на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения. Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Требования к оформлению международного водительского удостоверения при его выдаче определены Приказом МВД России от 18 апреля 2011 г. N 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения». Международное водительское удостоверение соответствует описанию и размерам образца международного водительского удостоверения, предусмотренного приложением N 7 к Конвенции о дорожном движении.

В соответствии с Приказом МВД России от 18 апреля 2011 г. N 206 на внутренней странице второго листа обложки международного удостоверения, отпечатанной на французском языке, в разделе «Restrictions a l’utilisation» указывается перевод на английский язык внесенных в национальное водительское удостоверение ограничений права на управление транспортными средствами (например, «Must wear corrective lenses»).

В соответствии с примечанием к ст. 12.1. КоАП РФ положения ст. 12.7. КоАП РФ распространяются не только на автомототранспортные средства, для управления которыми требуется получение водительского удостоверения, но и на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, управление которыми осуществляется на основании удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), выдаваемых органами гостехнадзора. Следовательно, управление такими транспортными средствами (например, квадрициклом, снегоходом и др.) лицом, не имеющим удостоверения тракториста-машиниста, подлежит квалификации по ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ.

Понятие самоходных машин и порядок допуска к управлению ими раскрыты в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), а также в Инструкции о порядке применения данных Правил. Подробнее об этом смотри комментарий к ст. 12.1 КоАП РФ.

Одна из особенностей состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ, состоит в том, что лицо, управляющее транспортным средством, привлекается к административной ответственности независимо от того, отсутствует у него право управления транспортными средствами вообще либо в его водительском удостоверении нет отметки о праве управления транспортным средством той категории, которой он управляет, при наличии права управления транспортным средством иной категории или вида, указанных в примечании к ст. 12.1. КоАП РФ.

В случае совершения таким лицом других правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ и соответствующим статьям гл. 12 Кодекса (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

Например, если находящийся в состоянии опьянения водитель, имеющий право управления мотоциклом или мопедом, управляет легковым автомобилем, его действия образуют реальную совокупность административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Таким же образом следует квалифицировать управление легковым автомобилем или иным автомототранспортным средством, находящимся в состоянии опьянения лицом, у которого право управления определенными категориями (подкатегориями) автомототранспортных средств отсутствует, но имеется удостоверение тракториста-машиниста либо водительское удостоверение на право управления трамваем или троллейбусом.

Однако если водитель, находящийся в состоянии опьянения, не имеет ни водительского удостоверения, ни удостоверения тракториста-машиниста, то его действия полностью охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8. КоАП РФ, и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ не требуют.

Сфера применения положений ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ касается также случаев управления транспортным средством лицом, которое утратило право управления транспортными средствами по основаниям, указанным в ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения его права управления транспортными средствами в судебном порядке):

  • истечение срока действия водительского удостоверения;
  • наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

По общему правилу, установленному в п. 12 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании:

  • российских национальных водительских удостоверений;
  • иностранных национальных водительских удостоверений (при отсутствии российских национальных водительских удостоверений);
  • международных водительских удостоверений (при отсутствии российских национальных водительских удостоверений), при условии, если такое водительское удостоверение предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Указанный Закон выделяет три группы иностранных граждан, статус которых имеет существенные различия:

  1. иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, — иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток (ст. ст. 2, 5);
  2. иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, — иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, оформленного в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, до получения вида на жительство либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. ст. 2, 6);
  3. иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, — это иностранные граждане, имеющие вид на жительство, подтверждающий их право на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, срок действия вида на жительство может быть продлен на пять лет. Количество таких продлений не ограничено.

Специфика статуса лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, также зависит от того, являются они временно пребывающими, временно проживающими или постоянно проживающими в Российской Федерации.

С 1 июня 2017 г. при решении вопроса о наличии в действиях иностранного гражданина или лица без гражданства признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи, правоприменителям предстоит учитывать новые позиции п. п. 13, 17 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», запрещающих допуск упомянутых лиц к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, за исключением случаев участия данных транспортных средств в международном движении. С указанной даты несоблюдение водителем ограничения, установленного в п. 13 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», будет являться основанием привлечения его к административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи, так как фактически речь идет об управлении транспортным средством на основании водительского удостоверения, которое считается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании:

  • трудового договора;
  • гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Рассматриваемое правонарушение может выражаться, например, в осуществлении иностранным водителем перевозок пассажиров и багажа легковым такси либо грузоперевозок на территории Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при отсутствии у такого водителя российского национального водительского удостоверения.

Учитывая возрастающую роль норм международного права, содержащихся в Конвенции о дорожном движении, законодатель счел целесообразным установить единые для всех иностранных граждан и лиц без гражданства основания допуска к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации при наличии у них иностранного национального водительского удостоверения.

Решая вопрос о соответствии иностранного национального водительского удостоверения требованиям международных договоров Российской Федерации, необходимо учитывать и то, что ныне действующая редакция ст. 41 и приложения N 6 к Конвенции о дорожном движении (с учетом поправок, принятых 28 сентября 2004 г.), исключающая возможность выдачи бессрочных национальных водительских удостоверений, подлежит применению с 29 марта 2011 г. (ст. 43 Конвенции). Это означает, что иностранные национальные водительские удостоверения, отвечающие требованиям прежней редакции приложения N 6 к названной Конвенции, допускающей возможность их выдачи на неограниченный срок, признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Однако с 1 июня 2017 г. иностранным гражданам для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, также потребуется получать российское национальное водительское удостоверение.

Информация о действительности иностранных национальных водительских удостоверений на территории Российской Федерации доведена до сведения граждан в письме МВД России от 13 апреля 2015 г.

Современный период развития международного права обозначил необходимость признания на территории Российской Федерации иностранных национальных водительских удостоверений, выданных в иностранных государствах, не являющихся совместно с Российской Федерацией участниками Конвенции о дорожном движении или иных международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, на основе принципа взаимности (п. 15 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Согласно ст. 1189 Гражданского кодекса РФ иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право. Исключением являются случаи, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. При этом необходимым условием для применения принципа взаимности является предъявление иностранного национального водительского удостоверения вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Наличие такого перевода не требуется, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.

Международное водительское удостоверение, выданное иностранному гражданину или лицу без гражданства в иностранном государстве, являющемся совместно с Российской Федерацией участником Конвенции о дорожном движении, признается действительным для управления на территории Российской Федерации автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что оно:

  • соответствует предписаниям приложения N 7 к указанной Конвенции;
  • является действительным;
  • предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением (п. 12 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Национальные и международные водительские удостоверения, выданные в иностранном государстве, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат. Обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, выданные:

  • до 28 марта 2011 г. в соответствии с требованиями прежней редакции ст. 41 Конвенции о дорожном движении и приложения N 6 к ней;
  • после 28 марта 2011 г. в соответствии с новой редакцией приложения N 6 к Конвенции о дорожном движении.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7. КоАП РФ, необходимо отграничивать от управления транспортным средством водителем, не имеющим водительского удостоверения при себе, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ. В связи с этим при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 1 комментируемой статьи, судьям необходимо тщательно исследовать всю совокупность собранных по делу доказательств, имея в виду, что ни одно из них не может иметь заранее установленную силу.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ, состоит в управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами.

Лицо считается лишенным права управления транспортными средствами со дня вступления в законную силу постановления о назначении ему данного наказания и до окончания срока его исполнения. По истечении указанного срока возврат водительского удостоверения осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 4.1 ст. 32.6. КоАП РФ.

Учитывая, что Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ.

Например, если водитель, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «B» (легковые автомобили) и «C» (грузовые автомобили), был лишен права управления транспортными средствами за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, связанного с управлением легковым автомобилем, однако до окончания исполнения постановления о назначении данного наказания управляет грузовым автомобилем, его действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи.

В случае управления транспортным средством лицом, в отношении которого имеется не вступившее в законную силу или отмененное в установленном порядке постановление о лишении права управления транспортными средствами, действия указанного лица не могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2009 г.).

При совершении водителем, лишенным права управления транспортными средствами, иных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ и соответствующим статьям гл. 12 Кодекса. Однако в случаях, когда указанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнили законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8. либо по ч. 2 ст. 12.26. КоАП РФ и дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ не требуют (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ, которым в ст. 264.1 УК РФ была установлена уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в судебной практике возник вопрос о том, подлежат ли квалификации по ч. 2 комментируемой статьи действия водителя, который на момент совершения указанного преступления был лишен права управления транспортными средствами по ч. 1 ст. 12.8. КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо по ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26. КоАП РФ за отказ от выполнения законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при наличии вынесенного в отношении его постановления о возбуждении уголовного дела по вышеназванной статье Уголовного кодекса РФ.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо установить, какие существенные признаки совершенного лицом противоправного деяния были учтены в целях его квалификации по статье Особенной части Уголовного кодекса РФ при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела и совпадают ли какие-либо из них с признаками, положенными в основу квалификации действий лица при возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, квалификации по ст. 264.1 УК РФ подлежат действия как лица, лишенного на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения права управления транспортными средствами на основании ч. 1 ст. 12.8., ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26. КоАП РФ, так и лица, в отношении которого постановление о назначении административного наказания в виде лишения специального права по ч. 1 ст. 12.8., ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26. КоАП РФ исполнено, но не истек один год со дня окончания исполнения этого постановления.

Следовательно, при квалификации по ст. 264.1 УК РФ и ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ действий лица, управлявшего транспортным средством в состоянии опьянения, лишенного права управления транспортными средствами по ч. 1 ст. 12.8. КоАП РФ за совершение аналогичного деяния либо по ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26. КоАП РФ за отказ от выполнения законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, дважды учитываются одни и те же признаки объективной стороны составов указанных административного правонарушения и преступления.

Поэтому привлечение такого лица одновременно к административной ответственности по ч. 2 рассматриваемой статьи и к уголовной ответственности по ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ недопустимо. При наличии по факту данных противоправных действий постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7. КоАП РФ, подлежит прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 3 ст. 12.7. КоАП РФ.

В случае передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления транспортными средствами (кроме случаев обучения вождению в соответствии с разд. 21 Правил дорожного движения) либо лишенному такого права, водитель несет административную ответственность по ч. 3 ст. 12.7. КоАП РФ, а лицо, управлявшее данным транспортным средством, — по ч. ч. 1 или 2 данной статьи соответственно.

Состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.7. КоАП РФ, не будет, если на момент его совершения лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело права пользоваться и распоряжаться транспортным средством, переданным для управления иному лицу. Чаще всего подобные ситуации возникают в случае передачи управления транспортным средством лицу, которое владеет, пользуется или распоряжается им на законных основаниях, например, на основании договора купли-продажи, дарения или аренды, заключенного с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим при рассмотрении данной категории дел необходимо тщательно проверять доводы привлекаемого к административной ответственности лица об отсутствии у него права владения, пользования или распоряжения транспортным средством, переданным в управление третьему лицу, и о наличии у последнего такого права. При выяснении данного обстоятельства следует исходить не только из содержания соответствующего договора, представленного в материалы дела лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но и из его сопоставления с объяснениями указанного лица, полученными на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, обращая внимание на то, сообщало ли это лицо о заключении такого договора при составлении протокола об административном правонарушении.

Субъект административного правонарушения по статье 12.7. КоАП РФ.

Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, не имеющее права управления транспортными средствами либо лишенное такого права.

Административной ответственности по ч. 3 данной статьи подлежат только водители транспортных средств.

Субъективная сторона административного правонарушения по статье 12.7. КоАП РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.7. КоАП РФ могут совершаться, с субъективной стороны, только умышленно.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.7. КоАП РФ.

При совершении административных правонарушений по ч. ч. 1 и 2 ст. 12.7. КоАП РФ транспортное средство может быть задержано и помещено на специализированную стоянку до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 анализируемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отсутствует. Поэтому все такие дела, отнесенные к исключительной компетенции судей, рассматриваются мировыми судьями.

Оснований для проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 анализируемой статьи, отнесенных к исключительной компетенции органов ГИБДД, также нет.

Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 комментируемой статьи, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 данной статьи, не могут быть вынесены по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

Место совершения административных правонарушений определяется местом их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 12.7. КоАП РФ, следует иметь в виду, что наличие в протоколе об административном правонарушении сведений о месте и времени обнаружения факта передачи права управления транспортным средством водителю, заведомо не имеющему права управления транспортными средствами или лишенному такого права, является достаточным для установления события административного правонарушения и виновности лица в его совершении. Выяснения вопроса о том, когда именно такая передача была осуществлена, в данном случае не требуется, поскольку существенного правового значения для правильного разрешения дела указанное обстоятельство не имеет.


Публикации, связанные с настоящей статьей:
Другие публикации
statia-12-4-koap-rf

Ст. 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид».